Полезная информация
Встреча С.С. Кравцова с участниками конкурса сочинений «Без срока давности»
О трагедии в Змиевской балке города Ростова-на-Дону
О награждении победителей конкурса «Без срока давности»
Все материалы размещены на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в разделе «Медиа»: https://edu.gov.ru/media/video/.
*Обращение к родителям пятиклассников социально-психологической службы Гимназии:*
Переход ребенка из начальной школы в среднюю – это всегда сложный жизненный этап, который требует внимательного отношения не только со стороны педагогов, но и со стороны семьи учащегося. Для того, чтобы процесс адаптации проходил максимально комфортно, социально-психологическая служба школы проводит ряд мероприятий, которые включают посещение психологом и социальным педагогом уроков, тестирование детей, проведение психолого-педагогического консилиума. В течение 2-ой четверти мы оценим психо-эмоциональное состояние каждого ребёнка.
*Существуют также общие рекомендации для родителей:*
- Обеспечьте в семье спокойную и теплую атмосферу, благоприятные условия для внешкольной жизни ребенка.
- Старайтесь безусловно принимать ребенка со всеми его успехами и неудачами.
- Проявляйте интерес к школьной жизни ребенка, к новым предметам, которые появились в расписании, к взаимоотношениям со сверстниками, которые складываются или не складываются.
- Поддерживайте диалог с классным руководителем, задавайте вопросы о том, как протекает школьная жизнь вашего ребенка.
- Поощряйте самостоятельность в выполнении домашних заданий и ежедневных домашних дел.
- Используя наказание, исключите физические меры воздействия, психологическое давление, жесткую критику, оскорбления и запугивания.
Если у вас возникают сложности во взаимоотношениях с ребенком, проблемы в учёбе, которые не удается решить самостоятельно или в сотрудничестве с классным руководителем, обращайтесь к специалистам школы педагогу-психологу, социальному педагогу, заместителю директора по воспитательной работе.
Когда экзамены «на носу»
По мнению педагога-психолога Сосновоборска, готовиться к экзамену следует уже сейчас. Невозможно за два дня выучить материал учебного года и приобрести стрессоустойчивость. Несколько полезных рекомендаций для учеников и родителей, у которых «на носу» экзамен
Учебный год для школьников 9-ых и 11-ых классов всегда наполнен заботами и волнением. Идёт активная подготовка к выпускным экзаменам. И очень часто подростки остро реагируют на стресс. Возникают тревожные состояния, усиливаются психосоматические реакции, в виде головной боли, учащенного сердцебиения, быстрой утомляемости. Именно эта категория детей часто обращается за помощью к врачам, педагогам, психологам.
Сегодня педагог-психолог Гимназии Анастасия Алексейцева делится рекомендациями с родителями и учениками о том, как психологически подготовиться к экзаменам и снизить градус напряжения: «Готовиться к экзаменам следует заранее. Невозможно за пару дней приобрести стрессоустойчивость, как и невозможно выучить материал целого учебного года. Поэтому учимся добросовестно сейчас, и выполняем уже сегодня следующие рекомендации: Первое, что нужно понимать, любой экзамен – это стресс. У стресса есть своя химия. Повышается уровень адреналина в крови. Этот процесс стимулирует выработку кортизола. Адреналин и кортизол – гормоны стресса, которые с одной стороны дают энергию, но накапливаясь, вытесняют серотонин и дофамин, гормоны, отвечающие за хорошее настроение, ощущение радости и уверенности в себе. Поэтому, со временем самочувствие ухудшается, усиливается тревога. Из-за большого количества кортизола снижается иммунитет, что ведет к ухудшению здоровья. Нарушается гормональный баланс. Стрессоустойчивость окончательно падает».
Психолог рассказывает, что делать в такой ситуации и как себе помочь:
- Адреналин отрабатывается через физическую нагрузку. Занятия спортом в период подготовки и сдачи экзаменов пойдут точно на пользу. Утренние и вечерние пробежки, физминутки в течения дня, быстрая ходьба помогут снять напряжение.
- У каждого есть свои способы расслабления и саморегуляции, которые в период стрессовой нагрузки можно активно использовать. Это может быть дыхательная гимнастика, прослушивание спокойной музыки, водные процедуры, короткий, дневной сон.
- Тревога всегда усиливается перед неизвестностью. Необходимо выяснить, где и в какой форме будет проходить экзамен. Можно побывать в аудитории, посидеть за столом, посмотреть в окно. Ребенок должен знать, сколько времени дается на выполнение заданий и какие правила поведения на экзамене. Даже такая мелочь, как одежда, которую подросток оденет в день X, способна уменьшить градус напряжения.
- При активной работе мозга, быстро наступает обезвоживание организма. Это тормозит любые виды деятельности. Необходимо употреблять больше жидкости. Вода – лучший выбор.
- Чтобы запомнить материал качественно, необходимо повторять его первые 20 минут, спустя 8 часов, а затем еще раз через сутки. Так информация из кратковременной памяти уйдет в долговременную. Также полезно осуществлять повторение материала сразу после пробуждения и за несколько минут перед засыпанием.
- Не стоит заниматься зубрежкой. Лучше запоминается и усваивается осознанная информация.
- Для лучшего кровоснабжения мозга – зевайте (это кстати не запрещено делать прямо на экзамене) и массируйте околоушные сухожилия. 3-4 повторения таких действий во время интеллектуальной работы будут полезными.
- И последняя рекомендация – поменяйте своё отношение к стрессовой ситуации. Экзамен – это не вопрос жизни и смерти. Это, бесспорно, ответственный этап жизни, после которого будет ещё долгий путь. И даже если предположить худший вариант развития событий – провал экзамена, важно понять, что это не горький «финал», после которого ничего нет. Это лишь часть пути.
- По словам Анастасии, у любого ученика есть возможность обратиться за помощью школьного психолога и обсудить сложные моменты при личной встрече. Также важно понимать, что учителя, психологи — это не волшебники, они лишь покажут правильный вектор действия. Само действие – это ответственность учащегося.
Желаем всем школьникам и студентам усердия в учебе и хороших оценок на экзамене!
Подогреваем учебную мотивацию
Ко второй четверти период адаптации к новому учебному году подходит к концу, и дети входят в свою норму: привыкают рано вставать и вовремя ложиться, соблюдать режим дня и график посещений дополнительных занятий, настроение становится ровным, появляется желание учиться. Нет?! Тогда пора заглянуть на приём к школьному психологу.
Сегодня несколько рекомендаций для родителей даст Анастасия Алексейцева, педагог-психолог школы №1:
«Нет ничего удивительного в том, что у некоторых ребят так и не возникает желание участвовать в учебном процессе. Причин может быть несколько: затянувшаяся адаптация, личные переживания, пробелы в знаниях, которые образовались во время болезни, переходный возраст и т.д. Разобраться, почему отсутствует интерес к учёбе, важно. Ведь иногда достаточно будет просто помочь ребенку понять одну или две темы программы, чтобы ситуация поменялась в лучшую сторону. Однако проблема может быть гораздо сложнее и глубже. Поэтому стоит обратиться к специалисту, чтобы выяснить свой дальнейший вектор движения».
Однако, как бы не сложились в дальнейшем обстоятельства, есть универсальные рекомендации для родителей, которые помогут выбрать правильную тактику взаимодействия с ребенком любого возраста. Анастасия Алексеевна предлагает родителям:
- Стремиться создавать и поддерживать в доме благоприятную атмосферу: не допускать агрессии, рукоприкладства, оскорблений, унижений, наказаний в виде игнорирования. Дом для ребенка должен быть островком полной безопасности, принятия, возможности полноценно отдохнуть, восстановить силы.
- Если режим дня до сих пор не соблюдался, то пришло время его наладить. Важно, чтобы ребёнок ложился вовремя спать, проводил время на свежем воздухе, занимался физической культурой, полноценно питался. Соблюдение расписания дня даст отличные результаты, научит ребенка организовывать себя и своё пространство.
- Стараться участвовать в жизни ребенка, придерживаясь золотой середины, без тотального контроля. У него всегда должна быть возможность принимать самостоятельные решения, иметь свои небольшие секреты. Общение между родителями и детьми должно быть доверительным, теплыми и дружеским. При этом не важно в каком возрасте находится ребенок. Так должно быть всегда!
- Учить ребенка правильно находиться в конфликтной ситуации, оперативно разрешать её посредством откровенного разговора, нахождения компромисса и сотрудничества. Этот навык пригодится в любом возрасте и любому человеку. Приучать выяснять отношения с помощью слов, не переходя на личные оскорбления и рукоприкладство.
- Формирование познавательный интерес у учащегося, безусловно, одна из главных задач педагога. Но и родители могут и должны поддерживать мотивацию – стремление и желание ребенка к приобретению знаний. Есть множество способов, это сделать: ставить перед детьми краткосрочные цели, хвалить за усилия и достижения, формировать у ребенка уважительное отношение к школе через собственный пример, работать над концентрацией внимания, играющей важную роль в развитии познавательного интереса.
Получить более подробную консультацию родители всегда могут, обратившись к школьным специалистам: педагогу-психологу, социальному педагогу, классному руководителю. Тесное и эффективное сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса также благотворно повлияет на формирование учебной мотивации у ребенка.
Как бороться с детской гаджет-зависимостью
Ребенок с утра до ночи сидит либо в компьютере, либо в телефоне. Делать ничего не хочет. С учебой беда! – родители жалуются на своих детей-школьников. Есть ли возможность изменить ситуацию, вернуть ребенка в реальную жизнь, заставить учиться? Рассказывает педагог-психолог Анастасия Алексейцева.
В последние годы проблема гаджет-зависимости среди детей стоит наиболее остро. Причем, если раньше в фокусе внимания были компьютеры, то теперь, основным «злом» стал сотовый телефон, который находится в руках ребенка почти круглосуточно. Родители бьют тревогу - успеваемость в школе падает, заброшены кружки и секции, реальные друзья трансформировались в виртуальную реальность. Что делать? Никакие разговоры, жесткие требования и даже угрозы не помогают. Ребенок с утра до ночи «висит» в телефоне.
Педагог-психолог Анастасия Алексейцева считает, что проблема гаджет-зависимости среди подростков усугубляется с каждым годом. С одной стороны, это тенденция современной реальности, а с другой стороны это путь деградации, «клипового мышления», невроза, который не сделает человека счастливым.
По словам Анастасии, с этой проблемой, как правило, на консультацию приходят не дети, а их родители. Поэтому сегодня рекомендации педагога-психолога для них:
- Если ребенок предпочитает телефон и социальные сети, живому общению, то логично предположить, что в виртуальной реальности ему находиться комфортнее. Это повод проанализировать ситуацию в семье, а также детско-родительские отношения. Насколько ребенок доверяет родителям, как часто они проводят время вместе и разговаривают друг с другом, какая атмосфера дома – конфликтная, напряженная или, напротив, спокойная и дружелюбная.
- Также необходимо проанализировать ситуацию в школе. Есть ли в классе у ребенка друзья, как складываются взаимоотношения с учителями, сложно или легко дается ему обучение.
- На основании наблюдений и анализа среды, в которой находится ребенок, выстроить стратегию дальнейших действий. Либо собственными силами откорректировать негативные факторы (отсутствие полноценного общения внутри семьи, напряженная обстановка дома или в школе, конфликтные ситуации и т.д.), либо обратиться за помощью к специалисту – семейному или детскому психологу.
- Для ребенка гаджет – это способ расслабиться, отвлечься, получить удовольствие. И если забрать у него этот «ресурс», то необходимо найти ему подходящую замену. Это может быть творческая деятельность, которая заинтересует ребенка: робототехника, поделки из дерева, рукоделие, конструкторы, рисование, игровые виды спорта, кукольный театр… Сегодня не проблема найти занятие по вкусу. Задача родителей, показать ребенку огромный спектр возможных направлений его деятельности. Пусть выбирает сам.
- Если родители объявили «войну» гаджет-зависимости, то необходимо стать для ребенка примером для подражания. Очень часто взрослые сами не выпускают телефон из рук, демонстрируя деструктивную модель поведения. Начинать нужна с изменения себя, своих привычек, своего отношения к проблеме.
- И последняя рекомендация – это дать ребенку возможность быть ответственным. Не нужно «обслуживать» своих детей, оправдывать их во всех ситуациях, бесконечно «стелить солому», решая проблемы. Процесс взросления в первую очередь характеризуется умением отвечать за свои поступки и за свою жизнь, а это в свою очередь способность находиться здесь и сейчас, в реальной жизни.
Формируем негативное отношение подростка к психоактивным веществам.
Человек с самого детства учится выбирать между добром и злом, между вредным и полезным, между опасным и безопасным. Умение делать правильный выбор передаётся ребёнку вместе с родительским примером. Именно поэтому на плечи мам и пап ложится и моральная, и уголовная ответственность за своих несовершеннолетних детей. Одной из самых острых проблем подросткового периода становится употребление психоактивных веществ. Дети из благополучных семей, материально обеспеченные подсаживаются на лёгкие наркотики, начинают употреблять никотиносодержащие смеси, пробуют алкоголь.
По словам педагога-психолога Алексейцевой Анастасии, необходимо вовремя проводить профилактическую работу, направленную на формирование твёрдой, негативной позиции по отношению к психоактивным веществам. «Гораздо легче предотвратить беду, нежели потом разгребать её последствия», – рассказывает педагог-психолог.
Существует множество педагогических приёмов, которые успешно помогают подростку пройти сложный период желания попробовать нечто новое и интересное.
- Это дополнительные формы образования, всевозможные кружки, секции, которые не оставляют времени ребёнку проявить нездоровое любопытство.
- Это кинематограф, литература, которые способны через жизненные истории реальных или вымышленных персонажей, воспитать у ребёнка стойкое отвращение к наркомании и алкоголизму.
- Это трагические примеры реальной жизни людей, на которые стоит фокусировать внимание подростка, чтобы появился страх, настороженность перед опасным увлечением.
- Это собственный пример родителей, которые ведут трезвый образ жизни.
Анастасия Алексейцева считает, что воспитательные беседы с ребёнком не дадут эффекта, если в семье курение и употребление алкоголя считается ежедневной нормой. «Поэтому воспитание надо начинать с себя, – говорит Анастасия, – показывать своим примером, как прекрасна жизнь без табака и пива».
Полезные контакты
Если необходимо подготовиться к разговору с подростком, читайте: https://24.мвд.рф (раздел рекомендации)
Если нужна помощь специалистов, звоните:
- Краевой наркологический диспансер, тел.: 221-76-78, 221-96-27;
- Краевой центр семьи и детей, тел.: 262-50-77.
Если вам известна информация о лицах, распространяющих наркотики: Единый телефон доверия ГУ МВД России по Красноярскому краю: 245-96-46.
Адаптируемся к школе после каникул
Начался новый учебный год. У детей пришло понимание, что лето осталось позади, а впереди... что впереди?
Как вы разговариваете о будущем со своим ребенком? Педагог-психолог Анастасия Алексейцева считает, что смотреть вперёд с оптимизмом и воодушевлением, значит увеличивать свои шансы на успешное завершение учебного года. А вот готовиться "к тяжёлым испытаниям" ежедневного труда в школе, "невероятно сложным" домашним заданиям, значит ещё на старте опустить руки и потерять мотивацию.
Педагог-психолог даёт несколько простых рекомендаций для лёгкой и незаметной адаптации к школе после каникул. Особенно полезны они будут для учащихся, которые перешли в новую школу, в новый коллектив, на новую ступень образовательного процесса.
- Первое, что необходимо усвоить – адаптация требует времени. Не нужно торопить события. Медленно и верно налаживайте новый режим дня. Период адаптации может длиться несколько месяцев.
- Вторая рекомендация становится продолжением первой. Лучший помощник в бурном течении школьной жизни – планирование. И у родителей, и у детей должен быть ежедневный план, где будет отражена последовательность выполнения необходимых задач, а также время сна и отдыха.
- Третья рекомендация – научите ребенка правильно отдыхать. Умение останавливаться и восполнять свой ресурс будет актуально на протяжении всего учебного года. И для каждого человека есть свой, наиболее подходящий метод расслабления. Для кого-то это смена деятельности, для кого-то часовой сон, для кого-то прослушивание спокойной музыки. Отдыхать ребенок должен не только от учебного процесса, но и от гаджетов. Ночной сон должен продолжаться не менее 8 часов.
- Четвёртая рекомендация – каждый день интересуйтесь школьными и внешкольными делами ребёнка. Задавайте вопросы педагогам. Вовремя реагируйте на замечания и рекомендации учителей. Важно знать, что качественное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса во многом облегчает первый, самый сложный этап привыкания к школе.
В течение всего года специалисты школ будут контролировать процесс адаптации детей, посещать учебные занятия, проводить диагностику класса, оказывать консультативную помощь по запросу педагогов и родителей. Поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью, рекомендует Анастасия Алексейцева, психологи, социальные педагоги, классные руководители всегда идут навстречу обеспокоенным родителям и принимают все необходимые меры для решения проблем.
Грамотно выходим из конфликтов
Каждый ребёнок рано или поздно переживает конфликты - особую форму социальных взаимоотношений. Еще в дошкольном возрасте между детьми происходят первые конфликтные ситуации. А школьная среда становится благоприятной территорией для формирования и развития различных споров. Ведь образовательный процесс подразумевает соперничество, совместную деятельность, коллективность и напряженный интеллектуальный труд, что безусловно сталкивает, а конфликт с латинского переводится, как столкновение, детей друг с другом в решение различных проблем.
Анастасия Алексейцева, психолог Гимназии №1, рассказала о том, как можно помочь ребенку справиться с ситуацией конфликта: «Самое главное, не нужно избегать конфликтов. Дети должны пройти эту форму взаимоотношений, узнать и пережить её. Лучше научить ребенка правильно выходить из конфликтной ситуации, без потерь и с новым опытом. Для этого иногда достаточно рассказать ему о главных ценностях, о том, за что человека уважают и ценят окружающие».
Действительно, добрых, отзывчивых надежных людей редко хочется обидеть или поспорить с ними. Однако таким набором качеств обладают далеко не все. Поэтому Анастасия рекомендует в первую очередь:
- снять градус эмоционального напряжения, убрать чувство ненависти к другому ребенку. Можно нарисовать свою злость на листке бумаге и порвать ее, сделать несколько дыхательных упражнений или поколотить от души подушку
- отработать разные ситуации, где возникает конфликт. Если я, в ответ стану обзывать и оскорблять одноклассника, что будет… Если ударю, что будет…. Если промолчу, что будет…
- научить ребенка говорить, убедительно выражать свои мысли и точку зрения. Словами защищать свою позицию.
- рассказать ребенку, как человек приобретает уважение в коллективе, за счет каких качеств...